|
Время Сергия Радонежского и наше время. | |
Стало общим местом говорить о «невыносимых» трудностях нашего времени. Однако XIV век был ничуть не легче века XX для русских людей. Митрополит Макарий в «Истории Русской Церкви» пишет: «К концу XIV и особенно с начала XV в. в России сделалась господствующею мысль о близкой кончине мира...Настало последнее столетие седьмой тысячи лет от сотворения мира, с истечением которой, думали, должно последовать преставление света...Эту мысль разделяли вполне сами наши архипастыри, даже просвещеннейшие из них, каковы митрополиты Киприан и Фотий, и пользовались ею, чтобы убеждать своих пасомых к исправлению жизни»1.
Шел, как и сейчас второй век ига, ига над Русским народом, но тогда ... монголо-татарского. Князья и даже духовенство вынуждены были ездить в золотую орду за ярлыками. Димитрий Донской и Митрополит Алексий не избежали этой участи.
Подобно нынешним демократическим реформам население в течении семидесяти лет выкашивала чума, известная под именем черной смерти. Целые города пустели от нее.
Но более всего всего терзало тогда Русь, наносило вреда русскому народу и в конечном итоге было причиной всех бед, причиной Божьего наказания - грех взаимной вражды русских людей, их разъединению, отступлением от Евангельских заповедей в жизни.
Митрополит Макарий пишет: «Вообще должно сказать, что грубость нравов, жестокость сердца, отсутствие христианской любви к ближним и бесчеловечие составляли самый главный недостаток того времени. Всего чаще и более этот недостаток обнаруживался при взаимных распрях и междуусобиях наших князей. Движимые своекорыстием, властолюбием, местию и другими недостойными чувствами, они не щадили ни друг друга, ни своих подданных. А вступая ратию во владения своего соперника, князья обыкновенно разоряли все, что ни встречалось, грабили и жгли села и города, умерщвляли мирных жителей без различия пола и возраста и частично забирали их в плен. Были и такие князья, которые спешили в Орду и там клеветою, подкупом, угодничеством пред ханом достигали погибели и убиения своих совместников, а иногда, выпросив у хана татарское войско, вторгались с этими дикарями в пределы своего отечества и неистово опустошали целые его области»2.
Как это похоже на нынешних правителей, которые за долларовые бумажки, за свое мнимое благополучие готовы продать все кому угодно.
Всеобщее падение нравов коснулось и церкви. Нередко имело место корыстолюбие духовенства, алчность иерархов, пьянство.
Это дало определенную почву для ереси «стригольников» продержавшейся на Руси несколько десятилетий. Начав с критики духовенства, порой справедливой они постепенно впали в ересь, отпали от Церкви.
Под предлогом сохранения точности священных канонов, они называли еретиками всех - и архиереев, и иереев, и клириков, и народ - как рукополагающих и рукополагаемых за деньги, а прочих - как сообщающихся с ними. Себя же одних считали православными.
Они избирали собственных наставников, разрабатывали свой ритуал таинства исповеди - исповедовались припав к матери-земле.
Цареградские патриархи Нил, а затем Антоний в своих грамотах неоднократно пытались вразумить еретиков. Патриарх Антоний обличая и вразумляя заблудших, пишет: «...Если недостоин патриарх, недостойны и митрополиты, то , по-вашему, нет ныне на земле ни одного священника...Кто же вам поставит попа по вашей вере? Христос не придет на землю воплотиться во второй раз, не сойдет и ангел, чтоб освятить вам попа. А если бы ангел и освятил, то и ему не следовало бы верить...Вы сами поставляете себя учителями. Но всяк, кто, не имея поставления от святителя, покушается учить и укорять законного учителя, вошел не дверьми...»3.
Митрополит Фотий «приводил целый ряд правил, строго запрещающих производить раскол в Церкви и отделяться от епископа или священника, каковы бы они не были, пока тот и другой по законному суду не будут лишены своего сана»4.
Сегодня десятки, если не сотни всевозможных сект, прикрываясь мнимыми благодеяниями, а по сути фарисействуя, уводят от Христа. Особенно активизировалось неоязычество, которое захватывает умы прежде всего молодежи. Питаясь неудовлетворенность прежде всего русских людей, своим положением в России они уводят русских людей прежде всего от Бога. Их действия сродни ереси стригольников.
Более шести веков отделяет нас от времени Сергия Радонежского и нашему современнику кажется порой, что можно взять поучительного из жизни Преподобного - в наше время, стремительно движущегося к «последним временам»? А поучится кое-чему , как и у большинства Святых подвижников можно прежде всего - следованию в жизни Евангельским заповедям , причем в условиях когда нашему современнику - русскому патриоту казалось бы без гневных обличений властей, церковных иерархов, порой и народа, без «топора» ничего невозможно было бы добиться. Однако он без всего этого сделал для Руси более любого из его современников, сделал спокойно, делая свое дело.
Не просто он шел ко своему предназначению. Выросший в семье обедневшего ростовского боярина Кирилла (переселенного в Радонеж Иваном Калитой после уплаты долга ростовчан Орде и имевшим право по законам того времени поступать с ними по своему усмотрению), он по замыслу отца, после ухода старшего сына в монастырь, должен был возродить былую славу рода. Но Варфоломей (мирское имя Сергия Радонежского) мечтал о другом - посвятить себя служению Богу.
Церковные каноны запрещали родителям удерживать детей, пожелавших посвятить себя служению Богу. Однако он слишком любил своих родителей, чтобы нанести им такой удар. Только в 23 года после их кончины он отправился навстречу своей мечте.
Семь лет неустанных молитвенных трудов и тяжелых повседневных трудов - борьбой за существование в пустыни и создается община «двенадцати» во главе с Сергием. Маковец был не Афон с южной природой, богатыми иноками и знатными покровителями. Здесь надо было расчищать земли под пашни и огород, заниматься земледелием, заготавливать дрова, строить кельи, готовить , шить и выполнять множество других работ. Положение, особенно весной, осложнялось порой еще тем, что братья решили ни в коем случае не просить милостыню в близлежащих деревнях.
Прошло еще десять лет - и совершается поставление в священника и игумена епископом Афанасием. Далее было введение в Троицком монастыре общежительного устава, что положило начало возрождению «общего жития» в русских обителях. «Общежительная реформа» была одной из самых насущных потребностей Русской Церкви в середине XIV. Это была тяжелейшая духовная работа начатая Преподобным и митрополитом Алексеем.
Сергий Радонежский по просьбе Димитрия Донского неоднократно совершал «походы» из своей обители к князьям для вразумительных бесед с ними. Так он ходил в Нижний Новго-род (1365 г.), Рязань (1385 г.), участвовал в княжеском съезде в Переяславле (1374 г.), где по сути было положено начало победы над Мамаем. Лично участвовал в основании нескольких монастырей: Андроникова в Москве (1360 г.), Высотского в Серпухове (1374 г.), Успенского (1379 г.). Все свои «походы», Преподобный, следуя правилу Василия Великого, совершал пешком.
Сергий не хотел славы чудотворца. Он строго запрещал троицким инокам рассказывать посторонним о разного рода чудесных происшествиях в обители. Игумен призывал их не искать чудес и знамений, а стремиться к добродетели и «высокому житию». Исключение составило явление Преподобному Пресвятой Богородицы в канун Куликовской битвы. Это было важно донести до народа для поднятия духа.
Но одна из самых больших заслуг Сергия Радонежского - это многочисленная плеяда учеников, продолжателей его дела.
Мы много слышим и говорим о Куликовской битве но мало о том, что было после нее, а это не менее поучительно. Слаб человек, одолеваемый грехами. Прошло всего два года после Куликовской битвы, а от былого единения князей ничего не осталось.
Разгромив Мамая, Тохтамыш летом 1382 выступил в поход на Русь.
Тесть Димитрия Донского суздальский князь Дмитрий Константинович, узнав о приближении , Тохтамыша не только не пришел на помощь Москве, но и отправил к хану своих двух своих сыновей, родных братьев жены Димитрия Донского, с дарами и выражением покорности. Оба княжича вместе с ханским войском пошли на Москву и сыграли роковую роль в ее взятии.
Рязанский князь Олег также распорядился встретить ордынское войско дарами и указать безопасные броды на Оке и прямую дорогу к Москве.
На западе ждал своего часа нападения на Русь литовский князь Ягайло, часть аристократии которого было русского происхождения.
Димитрий Донской, узнав о движении Тохтамыша, попытался собрать как и в 1380 году воедино всю боевую силу Северо-Восточной Руси, срочно созвал княжеский съезд. Но съезд выявил лишь всеобщее уныние. Князьями овладели растерянность, малодушие и эгоизм. Каждый думал, как спасти только себя и свою вотчину. И даже проповедь Сергия Радонежского на сей раз была бессильна.
«Тяжелее всех было в эти дни князю Димитрию Донскому. Он почувствовал, как его окружило всеобщее отчуждение. В нем вдруг увидели единственного виновника всех несчастий. Он разгневал Мамая, и за «его» обиду на Куликовом поле полегли многие князья, бояре, тысячи лучших русских воинов. Он не сумел поладить с Тохтамышем, а теперь вновь требует, чтобы вся Русь расплачивалась за его дерзость»5.
Спастись по отдельности, как и всегда не получилось. Москва, как уже говорилось, обманом, не без участия «братьев по крови» была взята, сожжена и когда Димитрий Донской вернулся, то увидел горы обгоревших трупов, было взято и разграблено большое количество городов, огромное количество русских людей было угнано не невольничьи рынки. На обратном пути хан приказал разорить всю рязанскую землю - такова была плата за предательство. Один из сыновей суздальского князя, воевавшими вместе с ханом, был взят заложником в Орду.
Весной 1383 года ,в Орду к дожидавшемуся их Тохтамышу выехали послы от Московского, Тверского и Нижегородского княжеств - претендующих на ярлык великого княжества Владимирского. В составе московского посольства находился старший сын князя Димитрия - 11 летний Василий, князь тем самым выражал полную покорность хану.
Московские послы сумели обойти конкурентов. Они привезли Димитрию ярлык на великое княжение Владимирское. Однако княжич Василий был оставлен ханом, как и сыновья Тверского и Нижегородского князей в качестве заложников...
Димитрий Донской отошел ко Господу в возрасте около сорока лет. Как сложилась бы история Руси, проживи он еще 10-20 лет? Сергей Радонежский отошел «в мир иной» спустя три года.
Еще столетие потребовалось для того чтобы Русь освободилась от ига. Господь простил грехи народа.
В заключении следует отметить, что наверное всем нам и особенно молодым патриотам русского народа необходимо изучать историю прежде всего своего народа, особенно конкретные дела Святых подвижников а также государственных деятелей живших именно на Русской земле, именно в наших условия приведших русский народ к таким победам - как Куликовская битва и в конечном итоге приведшим ко Христу не только русский народ, но и другие народы Российской Империи.
Святый преподобный Сергие , святый благоверный князь Димитрие
молите Бога о нас !
Примечания.
1. Макарий (Булгаков) Митрополит Московский и Коломенский «История Русской Церкви», Москва, 1995, книга третья, стр.307.
2. там же, стр.312.
3. там же, стр.97.
4. там же, стр.98.
5. Борисов Н.С. «Сергий Радонежский», Москва, 2002, стр.198.
|