Боевой
листок ХОРУГВЕНОСЦА
№15 (январь,2004 г.)
Поездка на Рождество.
6-10 января
2004 года, в канун 350-летия Переяславской Рады состоялась поездка по маршруту Москва – Киев – Святые Горы – Славяносербск
- Луганск – Москва. Выехали из Москвы рано утром в сочельник. Дорога на Киев
была практически свободной от машин. Было морозно. Деревья стояли покрытые
инеем, радуя глаз. Таможню пересекли, когда стемнело и ушло на это около двух
часов. Таможенники никак не могли понять, что за люди едут в форме, напоминающей
казачью и к тому же везут с собой знамена и хоругви. Положение спас альбом о прославлении
Фёдора Ушакова в Санаксарском монастыре, где Союз Православных Хоругвеносцев
возглавлял Крестный ход.
Киев
Киев в
Рождественскую ночь встретил нас нарядным убранством. Даже ночью было видно насколько
красив, чудом сохранившийся в минувшем веке, древнейший русский город. На
ночлег устроились в Свято-Покровском монастыре, основанном в 1889 году Вел. Кн.
Александрой Петровной (в иночестве – Анастасией). Рождественская служба началась
рано утром в огромном прекрасно расписанном Никольском соборе, построенном в
1911 году на средства Николая II
Александровича. Храм был заполнен молящимися полностью, и что приятно более
половины были русские мужчины среднего возраста. Приобщившись Св. Христовых
Таинств мы отправились в Киево-Печерскую Лавру. Охрана из казаков быстро поняла
в отличии от таможни кто мы такие и соединила нас по телефону с Отцом –
настоятелем, который любезно предоставил нам место для ночлега. Лавра, поразившая
своими размерами, в этот праздничный день была наполнена людьми – паломники,
горожане и очень много детей прибывших с экскурсиями. В гостинице, мы неожиданно
стали слушателями импровизированного концерта на Рождество. Певчие, молодые
люди высокими, сильными голосами, которые можно услышать в основном в
Малороссии пели Рождественские колядки. И у нас живо возникли образы
произведений Николая Васильевича Гоголя…Ближе к вечеру мы побывали в Пещерах,
приложились к Мощам Прп Илии Муромца и других пр. пп. отцев
Киево-Печерских.
Несколько иные
представления сложились об общей атмосфере в городе. Уже при пересечении
таможни, существующей 10 лет, вопреки воле большинства живущих по обе стороны,
появилось некое чувство, что на этой территории под названием «Украина»
происходит что-то не то для нас - русских. И чувствуется это особенно
через языковое пространство. Люди в городе между собой говорят в основном на русском
языке, но при официальных контактах – милиция, таможенники, даже продавцы в магазине
неожиданно переходят на «мову». При этом в интонациях появляется некое отчуждение.
По официальным данным число русских в «Нэзалежной Украине» составляет сейчас
около 20 %, это при том, что до 1917 года их не было вовсе, если не считать
омассоненную и ополяченную часть интеллигенции, а благодаря политике «украинизации»
проводимой в начале таким «хорошо известным» деятелем, как Коганович, а ныне
людьми с «пробандэровской ориентацией» число «записанных украинцев» увеличилось
до нескольких десятков миллионов. Эти цифры не означают, что эти несколько
десятков появившихся в прошлом столетии «украинцев» в жизни поголовно говорят
на «мови». Для этого достаточно пройти по Крещатику до «Майдана Нэзалежности»,
проехать в Киевском метро. Однако все надписи в городе вплоть до рекламы,
названия населенных пунктов выполнены на «мови» или в «лучшем» случае на
английском языке. На железнодорожном вокзале города пришлось услышать несколько
раз объявление на польском языке. Отсюда можно сделать вывод , что живут в
Киеве украинцы, англичане и поляки…Жаль, что прекрасный город Киев – мать
городов Русских да и вся «Нэзалэжна Украина» превращены в полигон по очередному
эксперименту над Русским народом, когда почти треть общего числа русских людей отрезаны
от «единого тела» и им насильно вдалбливается в голову что они некая отдельная
нация – «нация украинцев».
Святые Горы.
Переночевав в
Лавре, рано утром 8 января , мы выехали в направлении Полтавы с целью посетить
Свято-Успенский монастырь, который находиться на живописном берегу р. Северский
Донец в 150 километрах от города Луганска на территории Горловской и Славянской
Епархии. Несколько сотен километров пути, позади Полтава, Харьков, Чугуев,
Изюм. Неожиданно равнина сменяется холмистой местностью и появляются леса. Поворот
на Святогорск, дорога петляет по лесу, неожиданно мы въезжаем на мост через р.
Северский Донец и пред нами предстает изумительная картина.
Вдоль
реки на отвесной меловой горе поросшей лесом устремившийся ввысь Никольский храм,
а внизу раскинулся монастырь с величественным храмом, колокольней и многочисленными
монастырскими постройками. Мало кто знает об этом святом месте сейчас, но перед
революцией Святогорский Успенский монастырь насчитывал около 600 монахов и по
числу паломников не уступал Киево-Печёрской Лавре, и уже готовились документы о
присвоении статуса Лавры, но грянула революция… Многие из братии сподобились
мученических венцов. Монастырь был разорен. Величественный храм на самой вершине
горы был взорван. Неподалеку на соседней горе был водружен огромный – 30 метровый
из бетона и стали памятник революционеру –истукан, грозящий небу. Но прошли
тяжкие годы гонений и забвения. В 1992 г. исполнились пророчества многих Святогорских
старцев, которые были свидетелями закрытия обители: монастырь был восстановлен.
У ворот
монастыря нас встретила охрана, состоявшая из Слободского казачества, приятно
отличавшихся своим обликом и порядком несения караульной службы. Отец
Настоятель Архимандрит Арсений уделил нам время перед начинавшейся
вечерней службой, поинтересовался целью и сроком нашего приезда, затем
благословил нас. Как мы узнали впоследствии, устав монастыря отличается
строгостью, монастырь является общежительным. Продолжительные службы чередуются
с многочисленными послушаниями по восстановлению монастыря, но тем не менее
число братии за столь короткое время достигло ста человек. Пришли они сюда из
разных уголков Руси. Был период, когда за неприятие ИНН братией над монастырём
нависла угроза.
На следующий
день обитель посетил правящий архиерей Владыко Илларион, коего встречали хлебом
с солью. Утренняя служба отличалась особой торжественностью. Владыко совершил
рукоположение двух монахов во иеромонаха и иеродъякона.
После службы нас благословили побывать в монастырских пещерах Святых Гор. Послушник Валерий наш провожатый по монастырю отворил небольшую дверь у подножия белой меловой скалы и мы с зажжёнными свечами устремились вглубь. По преданию первые монахи пришли сюда в VIII-IX вв. с Афона. Их руками были выкопаны разветвленные пещеры в меловой горе, где они предавались непрестанной молитве. Пещерный ход шел под наклоном вверх. Первая остановка через 100-150 метров у иконы Божьей Матери. На высоте 500 метров, на вершине горы, прямо над этим местом стоял храм взорванный богоборцами.
Далее были остановки у других икон, пещерный храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, древние усыпальницы монахов, Иоанно-Предтеченский пещерный храм, где в XVI веке на столпе явилась чудотворная икона Святителя Николая, келия прп. Иоанна Затворника, где он провел в затворе 17 лет и вот мы вышли на гору к Николаевской церкви. Отсюда, сверху, как на ладони видны окрестности монастыря – причудливо извивающаяся река, меловые горы и запорошенные снегом леса.
Можно было ещё долго любоваться
окрестностями, но нам надо было ехать, нас уже ждали в другом месте. Пообедав и
попрощавшись с братией монастыря мы стали спешно собираться. На улице к нам
подошел иеромонах Зосима и после непродолжительной беседы благословил каждого
из нас Феодоровской иконой Божьей Матери…
Славяносербия.
Не
многие в наше время знают, что всего в 40 км от Святогорска на территории
нынешнего Донбасса в середине 18 века по Указу императрицы Елизаветы Петровны
от 1753 года начинались поселения рот славяносербских полков Ивана Шевича и
Райко Прерадовича, которые несли пограничную службу на южных рубежах Российской
Империи. В память об этом один из населенных пунктов носит название Славяносербск,
где мы ненадолго остановились, что бы посмотреть на памятник работы известного
русского скульптора Николая Васильевича Можаева, воздвигнутого в память о
250-летии города. Серб, запорожский и донской казаки стоят плечом к плечу,
вверху дата основания города и герб – две скрещенные пушки и рыцарский шлем над
ними, внизу надпись из Евангелия – «Нет больше той любви чем кто души свои
положит за други своя» – ставшей основной заповедью для живших на этой земле в
те далекие годы.
Двигаясь
далее к городу Луганску, все отметили, что места здесь удивительной красоты для
глаз. Даже в наступающих сумерках, когда мы отъехали от Славяносербска было
видно далеко-далеко – на десяток или более километров. И сразу вспомнились
слова песни сербской «Тамо далэко», по одной из версий сложенной именно в этих краях.
К
Луганску подъехали, когда стемнело. Из-за темноты и плохой дороги ехали
медленно. Родина Владимира Ивановича Даля – автора знаменитого словаря, крупный
промышленный центр Донбасса переживает сейчас не лучшие времена в своей истории.
Политика бездумной «незалэжности», проводимая в Киеве, привела Донбасс к
экономическому упадку и только сейчас благодаря вновь пришедшим руководителям наметился
подъём.
В
12 км от Луганска на левом берегу Северского Донца расположена одна из
древнейших станиц Войска Донского. Здесь в музее казачества нам поведали об истории края и его нынешних проблемах.
Переночевав
, выехали утром 10 января, как только рассвело, и по совету для благополучного преодоления таможни заехали поклониться на
могилки двух старцев – двух Феофанов, расположенных у церкви Рождества
Пресвятой Богородицы, что в селе Деркул на берегу реки Деркул. Поклонившись у могилок
старцев зашли в храм. Приятно было убранство храма. Незаметно завязался
разговор с матушками, хлопотавшими в церкви. И нас поразило то насколько
простые русские женщины находясь за 1000 верст от Москвы разбираются в
хитросплетениях нашего нелегкого времени, ратуя за то же, что и мы – Хоругвеносцы,
да и все Русские люди.
…Таможню
преодолели за 15 минут. Немного отъехав, остановились. Вокруг была степь изрезанная
балками. Дул легкий степной ветер, пахнущий сухой травой. Дышалось легко и
свободно, уезжать не хотелось. «Святые места: - сказал Леонид Донатович.» Не
спеша сели в машину, и тронулись в
северном направлении, назад в Москву…